Об опытах построения социализма и период восстановления капитализма
Share on Facebook Share on Twitter
 
Other articles
 

Великая Октябрьская революция была первым шагом в построении социализма, который до неё существовал только в виде теории. Маркс и Энгельс учат нас, что социализм можно построить только в тех странах, где производительные силы довольно развиты. Однако, Октябрьская революция поставила на повестку дня построение социализма в России - стране, в которой капитализм ещё не развился. Это означало борьбу против ряда трудностей. В виду краткости этой статьи, мы здесь не будем вдаваться в детали этих трудностей. Несмотря на эти трудности, Октябрьская революция вымостила дорогу для построения диктатуры пролетариата и для построения социализма в молодой советской стране. В это время, перед диктатурой пролетариата стояла задача построения социализма и его углубления с одной стороны, и необходимость воевать против классовых врагов как внутри страны, так и зарубежом, с другой. Советский опыт необходимо рассматривать с точки зрения двух периодов:

Первый период: Период построения социализма. Как мы понимаем, до смерти Сталина, или в целом, в период до XX Съезда КПСС, шла успешная борьба в руководстве Советского Союза за построение социализма и против классовых врагов внутри страны и зарубежом.

Второй период: XX Съезд; победа контр-революции в СССР была временным поражением социализма. Современный ревизионизм Хрущёва охватил на этом съезде политическую верхушку и вымостил дорогу для восстановления капитализма в Советском Союзе.

Главные черты первого периода:
Период построения социализма, начавшийся с Октябрьской революции, в конце 30х годов достиг этапа, в котором социалистическая экономическая система, и поэтому социалистическая собственность, стали доминирующими. Некоторые цифры доказывают этот факт:

С 1924 по 1937 год доля социалистической экономики в производстве и в заводских складах (не считая животноводства) выросла с 59.8% до 99.6%, а национальный доход с 35% до 99.1%, в промышленности продукция увеличилась с 76.3% до 99.8%, а в сельском хозяйстве продукция, включая личный дополнительный доход членов кохозов, возрасла с 1.5% до 98.5%, в коммерческих фирмах, включая гастрономию, с 47.3% до 100% (см. "40 лет советской власти в цифрах", Берлин, 1958, стр. 48)

Коллективизация земледелия:
В то время как в 1928 году только 1.7% из аграрных хозяйств и только 2.3% засаженных земель были коллективизированы, эти пропорции возрасли до 96.9% в 1940 году (включая границы на 17 сентября) и до 99.9%. (там же, стр. 59).

Сравнивая самые важные промышленные участки Советского Союза:
В то время как в 1913 году Советский Союз обычно занимал 5-е и 6-е место среди развитых стран, в 1956 году он занял первое место в Европе и второе в мире (там же, стр. 57). Эти цифры показывают, что были предприняты важные шаги для построения социализма в СССР; они в действительности доказывают построение социализма. Однако, это не значит, что советское общество было развито в достаточной мере, необходимой для перехода к коммунизму. Коммунизма можно достичь только при условиях реальной социализации средств производства. Советский Союз находился всё ещё на начальном этапе этого развития. В этой стране изменился классовый характер собственности, национальная собственность на средства производства заняла место личной собственности. Госсударственная собственность, собственность народа, несомненно, не значит, что средства производства были действительно социализированы. Госсударственная собственность или народная собственность, это первый этап процесса превращения средств производства в общественные. Этот процесс произошёл в Советском Союзе.

Наша партия не считает, что во время построения социализма в Советском Союзе не было никаких недостатков. Без сомнения, недостатки были. Мы верим, что когда Советский Союз понял эти недостатки, он их исправил. Партия большевиков непрерывно применяла самокритику.

Период построения социализма в Советском Союзе с сегодняшней точки зрения - это история. Однако, каждая коммунистическая партия, ведущая борьбу за социализм, должна иметь критический подход к этому периоду и извлечь уроки из его опыта. От этого зависит достойна ли партия называться коммунистической.

Главные черты второго периода:
Наша партия считает силу ревизионизма буржуазной силой. В этой гегемонии, заведения суперструктур могут показаться "социалистическими"; инфраструктура, а поэтому и экономика всегда следуют за объективными экономическими законами капитализма. В Советском Союзе период между XX и XXII съездами партии, иначе говоря, между 1956 и 1961 годами, обозначает разрушение социалистической и переход к капиталистической экономике. В это время прибыль и эксплуатация рабочей силы были поставлены в центр экономической деятельности. Приватизация средств производства в земледелии и промышленности и шаги, предпринятые в этом направлении, это всеобще известные факты.

Несомненно, новый класс, класс бюрократов-капиталистов в Советском Союзе, не возник моментально после XX съезда. Ясно, что его возникновение было результатом ранних просчётов.

Особенно неправильное обращение с ошибками, совершёнными во время социалистической демократии со второй половины 30х; разрушение эксплуататорских классов, недопонимание того, что элементы разрушения эксплуататорских классов, хотя их организационные отношения были разрушены, будут продолжать их разрушительную деятельность и сочтут деятельность контр-революционных сил против пролетариата "уголовными" актами, позволили буржуазным элементам тайным путём проникнуть в партию и в заведения суперструктуры и позволили им где только возможно, предпринимать вырожденческие шаги в теории и на практике, и т.д. В результате, создался некоторый слой мелкой буржуазии. Из этой прослойки зародился класс бюрократической буржуазии, который на XX съезде захватил политическую власть и вымостил дорогу для возрождения капитализма.

Чтобы поместить развития в экономике и политике Советского Союза после ХХ съезда в этой статье, мы должны кратко их подсуммировать в нескольких пунктах.
Когда стали говорить "госсударство всего народа", "всенародная партия" и "в диктатуре пролетариата больше нет необходимости", диктатура пролетариата была уничтожена. По мере того как позволяет термин "народ", представительство в коммунистической партии людей из различных классов стало приемлемым. В экономике, однако, не осталось ничего напоминающего социалистическую экономику. Средства производства покупались и продавались, минимальная прибыль и продуктивность труда были поставлены в зависимость от материальных двигателей, за основу была принята эксплуатация рабочей силы.
Так как мы не можем говорить о диктатуре пролетариата и социализме в такой ситуации; каковой была советская экономика? В Советском Союзе капитализм не начался на основе кустарного производства или товарного производства. В этой стране не было реконструкции капитализма, развивающейся на основании личной собственности, как это произошло в классических капиталистических странах.

То, что произошло в Советском Союзе, это преобразование построения социализма, социалистической экономики, экономики, сильно сосредоточившейся в одних руках - в руках госсударства, в капиталистическую экономику. Это не был прямой капитализм частной конкуренции. Из-за высокого уровня накопления средств производства в руках госсударства, это был возрождённый капитализм госсударственной монополии, организованный на высоком уровне; это был империализм. Возможно ли такое преобразование? Существовал ли в истории его пример? Нет, не было, и процессы в Советском Союзе показали, что такое преобразование возможно. Несколько раз Ленин и Сталин сделали теоретические объяснения такой возможности. Однако, реконструкция капитализма в Советском Союзе не была осуществляна путём, о котором они предупреждали.
В истории человечества, ревизионизм, усиленный оппортунизм, пришёл к власти и показал, как социализм может быть разрушен экономически и политически. Гороря словами Ленина, после ХХ съезда Советский Союз был периодом доказательства того, что существовал "социализм на словах, империализм на деле, и развитие оппортунизма как империализма".
"Фабиер-империализм" и "социальный империализм". То же самое. Социализм на словах, империализм на деле, развитие оппортунизма как империализма "(Ленин, "О задачах 3-го Интернационала").
Ревизионизм имеет черты промежуточного режима во время перехода от социализма к классическому капитализму. В этой системе объективнаяа закономерность капиталистической экономики работает под давлением, исходящим из суперструктуры, ей не соответствующей. Кажущиеся "социалистическими" заведения суперструктуры поднимаются на основаниях капиталистической экономики. Эта ситуация показывает, что ревизионизм является промежуточным режимом во время перехода от социализма к классическому капитализму. Существование некоторых "социалистических" аспектов служило для трактования ревизионизма как социализма. Однако, в это время, о нём всегда говорили и пропихивали его в конструкцию как "реальный социализм".
Также как тот факт, что построение социализма -- это период, восстановление -- это также продукт периода.

Ревизионистская советская система, ставшая империалистической в 60-е годы, была разрушена в 1991 году из-за своих собственных внутренних противоречий.
Империалистическая буржуазия, провозгласившая вечную победу капитализма после разрушения этой системы, начала атаковать социалистическую теорию, используя интенсивнейшим образом анти-коммунистическую пропаганду. Интеллетуалы мелкой буржуазии также присоединились к этому хору. Открылись те, кто развил социалистическую теорию на словах. Открылись те, кто говорил об ищезновении рабочего класса. Были сделаны заявления, что империализм больше не рассматривают как империализм, что мы живём в новую эру под названием эра глобализации и говорим, что "другой мир возможен", что бы это не значило, как альтернатива социалистической революции. И теперь каждый об этом говорит, понимает он этот термин или нет. Каждый понимает выражение "другой мир возможен" по своему. Однако, если мы сравним это с этими отвлёкшимися понятиями, мы можем увидеть, что объективная реальность совсем другая. Капиталистическая экономика в эру империализма ничего не изменила для утверждения объективной закономерности капиталистической экономики: изменения, происходящие в экономике и социальном развитии не качественны, а количественны. Размер глобализации, означающей интернационализацию капитала и производства, больше всего показывает утверждение объективных законов капиталистической экономики.

Несомненно, мы обращаем внимание на развитие в нашей практической борьбе, теоретические усилия и программатическое понимание.

Объективная реальность показывает, что революция и период построения социализма в отдельно взятой стране являются всё ещё действительной в настоящее время социалистической стратегией. В капиталистической экономике закон неравного развития всё ещё влиятелен и формирует принцип. Везде, где руководит закон о неравном развитии, созревает период революции. Эта ситуация не зависит от воли коммунистических партий.

Мы считаем, что историческая роль рабочего класса в социалистической революции совсем не изменилась. Поэтому, социалистическая революция может быть построена только диктатурой пролетариата, что значит диктатурой рабочего класса. Поэтому, мы не можем говорить о всенародном госсударстве при социализме.

Мы считаем, что социализм - это следующий социальный строй, который прийдёт после капитализма, и что в социалистическом обществе, все средства производства должны быть социализированы (отданы в общественную собственность). Несомненно, социализация середств производства начинается с их преобразования в национальную собственность, это значит, в собственность социалистического государства. Это первый шаг социализации середств производства. О продолжительности этого шага можно сказать, что это зависит от уровня развития производительных сил в определенной стране; чем больше развиты производительные силы, тем быстрее будет происходить процесс преобразования госсударственной собственности в социальную собственность, что является первым шагом социализации средсв производства.

Проблема госсударства и экономики - это также проблема революции. Эту проблему революции нельзя рассматривать как вопрос, зависящий от мировой революции, как об этом говорят некоторые группы. Несомненно, мы поддерживаем мировую революцию. Поддерживать мировую революцию не значит игнорировать объективную реальность. Неравное развитие при капитализме показывает, что революция не будет осуществгена в одно и то же время в каждой стране, что в некоторых странах революция может осуществиться раньше, а в других позже. По этой причине мы не рассматриваем стратегию и тактику в каждой стране как подготовку к будущей революции, и менее того, как подготовку к международной революции. Наша партия считает, что мировая революция будет осуществлена путём революций в отдельных странах и регионах.

Очевидно, что международное коммунистическое движение испытывает идеологический и организационный кризис. Для того, чтобы иметь перспективу мировой революции, необходимо создать мировую партию. Это был бы новый коммунистический интернационал. Только такой коммунистический интернационал или мировая партия смогли бы подготовить стратегию мировой революции, и это действительно для всех коммунистических партий. Однако, как мы можем видеть, каждое движение уже основывало или стремиться к основанию своего собственного интернационала. При этих условиях существует несколько стратегий мировой революции. Мы думаем, что эта ситуация временна.

В мировоззрении и теории нет места для нечёткости и неопрелеллёности. В этом смысле, мы будем продолжать учиться на опыте социализма, теорию которому проложили и который осуществили Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин и будем продолжать развивать теорию социализма в свете социальных и экономических процессов.

15 августа 2007 года